школьникам

Чугун школьных реформ вместо гранита науки.

Если школьник планирует связать свою будущую профессиональную карьеру с наукой и наукоёмким (высокотехнологичным) производством, современная российская школа станет первым из главных препятствий в реализации таких планов.

Российский школьник XXI века вовлечён в бессистемную череду школьных реформ, начавшихся в 2001 году с эксперимента по внедрению в средних образовательных учреждениях единого государственного экзамена (ЕГЭ).

По планам реформаторов, ЕГЭ должен был снизить уровень коррупции при поступлении в ВУЗы. И этот уровень действительно был снижен.

Однако, практика очень скоро показала, что ЕГЭ на основе тестирований (разбивки знания на отдельные фрагменты, вырванные из исторического контекста) разрушает целостность организации познавательного процесса в школе, сводя сознание российских детей к клиповым формам. Переход к стандартизованным оценкам образовательных результатов выхолостил смысловую часть школьного образования, превратив его в профанацию, натаскивание на безграмотные тесты, составленные бессистемно и безответственно (без прямого профессионально-общественного контроля и без открытой критики).

Тестовый характер ЕГЭ переориентировал систему школьного образования с предоставления целостных научных знаний и навыков самостоятельного научного исследования на зазубривание "правильных экзаменационных ответов". Если проблема ВУЗа – отсутствие открытости и объективности в оценке результатов научной и проектно-исследовательской деятельности студента, то проблема школы – принципиальная несовместимость логики запоминания "правильных ответов" с логикой научного познания и логикой развития научного (системно-критического) мышления. Главная задача современного школьного учителя – подготовка школьника к ОГЭ и ЕГЭ. Работа же по вовлечению школьников в науку лишь отвлекает учителя от его главной, на сегодняшний день, задачи. 

Для того, чтобы школа не препятствовала учащимся формировать навыки научного (системно-критического) мышления, необходимые для получения полноценного высшего образования и развития карьеры в высокотехнологичном (наукоёмком) производстве, нельзя допускать, чтобы эти навыки оценивались через «правильный подбор ответов» на безответственно составленные тесты.

Школьнику, планирующему связать свою будущую профессиональную карьеру с наукой, и тому, кто взял на себя роль его научного руководителя, нужна иная форма оценивания научных результатов – форма открытой равноправной сетевой научной дискуссии (онлайн-дебатов).